Алексей «Крыс» Ширяев: Музыкант, поэт, рыцарь
Минск
Минская область
Гомельская область
Брестская область
Витебская область
Гродненская область
Могилевская область
Минск
Минская область
Гомельская область
Брестская область
Витебская область
Гродненская область
Могилевская область

Алексей «Крыс» Ширяев: Музыкант, поэт, рыцарь

Когда впервые видишь Алексея Ширяева, замечаешь, насколько он харизматичный, энергичный, заряженный на позитив, движение и творчество человек. Сложно поверить, что утром он занимается организацией мероприятия в центре дополнительного образования, днем пишет сценарий выступления, ближе к вечеру проводит занятия в рыцарском клубе, а потом ночами пишет песни и книги. А на следующий день он уже едет в поезде в другую страну на концерт, чтобы через день вернуться и рвануть на рыцарский фестиваль. Человек движения и бесконечного креатива.

Приятно познакомиться!

- Алексей Крыс — это пазл из тысячи кусочков. Что нужно знать о Вас, чтобы составить полную картину?

- Человека видно всегда по его проявлениям Мои проявления в основном находятся в трех областях: работа с детьми, музыка и поэзия, путешествия - дороги морские, сухопутные, верхом или пешком.

Алексей Крыс Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

- А еще Вы занимаетесь исторической реконструкцией. Что было раньше - реконструкция или музыка?

- Музыка появилась раньше. Наверное, потому что это было заложено еще музыкальной школой в детстве, которую я закончил, несмотря на крайнюю тяжесть процесса. То есть я скрипач с начальным образованием.

- Тогда еще сразу к этому вопрос. А на каких вообще музыкальных инструментах, кроме скрипки и гитары, Вы играете?

- Скрипка, гитара, блокфлейты, индейская флейта - пимак, варганы, разнообразные перкуссионные.

- То есть простых вещей Вы не выбираете?

- Учусь играть на шотландской волынке, на Highland Bagpipe. Но это пока далеко еще от того, чтобы сказать, что я умею.

Алексей Крыс Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

- А когда реконструкция появилась в вашей жизни?

- В детстве у меня не было никакой мечты, кем я хотел бы стать, потому что ничего похожего вокруг еще не было. И потом мы, как сообщество в масштабе страны смогли сделать так, что это появилось. Если бы мне в детстве сказали, что я буду когда-нибудь на турнире верхом в доспехах скакать с копьем на противника, я бы, конечно, не поверил. Тем не менее, это стало возможным, благодаря в том числе, моим скромным трудам тоже.

Но раньше, чем реконструкция, были ролевые игры. В них гораздо больше условностей, все шьется машинкой и из синтетики, мечи не железные. Беларусь была локомотивом реконструкции на просторах СНГ. И когда мне на конвенте в Казани белорусы показали фотографии: вот у нас замки, доспехи, верхом скачут рыцари, все из железа, все бьют от души. Я, конечно, весь поплыл и уже через два года жил в Минске.

Алексей Крыс Ширяев
Фото Анна Игнатеня для kudapoiti.by

- То есть это была причина того, что Вы переехали?

- Нет, ну, бабы тоже. Просто в Беларуси очень красивые женщины. А потом просыпаешься, у тебя трое детей белорусов. И голова в тумбочке, - смеется Алексей.

Обратная сторона универсальности

- Чего Вам не хватает в жизни?

- У меня есть одна важная проблема. Я иду во все стороны одновременно. Это значит, что я ни в одном деле не могу достигнуть совершенства. Это мне прямо не грозит. Я не могу научиться очень хорошо играть на гитаре, например. Понятно, что я сейчас осваиваю волынку, я никогда не стану отличным волынщиком. Но мне хочется... Без этого, мне кажется, что жизнь моя будет беднее. Я не могу назвать себя отличным всадником, потому что я давно не практиковался, утрачиваются простые навыки механические. В общем, все, что я делаю, я делаю плохо, но поскольку я делаю очень много всего, то получается в целом, что я такой крутой универсал.

Алексей Крыс Ширяев
Фото Анна Игнатеня для kudapoiti.by

- Может, Вы себя недооцениваете?

- Это у нас по вероисповеданию так положено, на самом деле. Не наглеть. Ну, действительно, я просто знаю людей, которые круто ездят верхом, круто играют на волынке, и мое им почтение. Или, например, заботятся о семье, так как я не успею. Есть вещи, которые я мог бы из своей жизни отодвинуть, отсечь, но мне так жалко.

Мог бы реконструкцию, например, отодвинуть, сконцентрироваться на музыкальном поприще, прямо плотненько. Мне не хватает времени на гастроли, например, чтобы объехать все города, где меня ждут, и сделать так, чтобы их стало еще в два раза больше. Не хватает времени. Но я не могу парней бросить, клуб бросить. Все важно получается. Ничего вычеркнуть нельзя.

Алексей Крыс Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

Я ощущаю свое внимание, как узкий луч прожектора. И как только я его на что-то обращаю, то там сразу победа, все круто, все получается. Но этот луч узкий. Как око Саурона. Куда повернусь, там все шикарно. А где отвернулся, там все потухло. Туда посмотрел, сюда посмотрел, а колечко не нашел. Таков мой путь, как у Саурона. Я приезжаю сейчас с гастролей, а дома запустение, женщины плачут, дети конючат. Ты раз туда луч прожектора, и все начинает строиться, колоситься, жизнь налаживается. В этот момент тебе на спину прыгает хищный зверь-менеджер и говорит: «Алексей Игоревич, ты что, совсем опух? Ну-ка, быстро, ты почему не сделал?» «А сейчас!» А там ребята... И так на все времени полноценно не хватает.

Алексей Крыс Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

Рассуждения об уме и интеллекте

- А еще ума мне не хватает, кстати. Есть мудрость и интеллект, они же отличаются друг от друга. Мудрость - как понимание вообще процессов, как в мире все устроено, когда ты личный опыт сшиваешь с прочитанным, увиденным и начинаешь понимать, как действуют законы мира. Для чего живет человек на Земле? Для меня вообще не загадка. Индейцы называли это знать, где центр мира. Человек, который разбалансирован, который сходит с ума, который не понимает, что...

В связи с этим у нас сейчас в обществе такие проблемы, ради чего существуют многочисленные психологи, коучи и прочее. Это из-за того, что люди часто не знают, где центр мира. Потому что утрачивается связь с поколениями предков. Человек, существо коллективное, социальное, а его отрывают от единого целого и заставляют думать, что он такой один. Говорят, мол живи для себя, думай о себе, не обращай внимания на других.  И человек, отрываясь от рода, не чувствуя себя звеном в длинной цепи, которую он будет продолжать. Вот это, например, влияет на понимание центра мира. Или чем женщины отличаются от мужчин?

Это все имеет отношение к мудрости, а интеллект, когда ты умеешь ставить цели правильно, вычленять этапы для достижения, последовательно двигаться, понимать, кто тебе союзники, кто тебе противники на этом пути, все это соотносить, как-то выстраивать какие-то связи от ума. Вот с этим у меня очень большие проблемы, такой дисбаланс.

Алексей Крыс Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

У меня очень сильная начальная тяга всегда. Я когда чего-то хочу, я обращаю туда свой «прожектор» и начинаю ломиться сквозь кустарник с мачете. Тропы нет. Я везде проломлюсь, прорублю тоннели. А потом выяснится, что есть рядом шоссе полтора километра, а я прорубил сквозь тоннель три, но все равно сделал. А еще не хватает мне целеустремленности. Потому что я могу тоннель недорубить запросто. «Прожектор» уже повернулся. На это тратится очень много сил, очень много времени. Но поскольку делается все с любовью, то в общем-то ничего не жаль, потому что вокруг остаются люди благодарные, которые участвовали в этом этапе. Ну не сделал ничего, зато всем понравилось. Ну не ничего, процесс же тоже важен, наверное. А цель не достигнута. А может, ее просто не было изначально? Потому что я же отчаянный, я поэтому делаю все, что мне нравится. А чего не нравится - я не делаю.

Байки из скрепок

- «Крыс» - откуда такой псевдоним?

— Это все идет из детства, это "мои 15 лет на Большом Каретном", а точнее в родном городе Норильске, за полярным кругом. Я вообще сейчас работаю над книгой, которая будет называться «Байки и скрепок», это отдельные истории из жизни, это байки, которые я иногда рассказываю на концертах, или у костра, или так, за чаркой. Я стал их выкладывать в блоге, который посвящен моим песням, и людям очень нравится. Я сейчас соберу воедино, и, думаю, осенью завершу книгу. Просто никак не могу до конца добраться, потому что конца моей жизни нет, и все время все новые и новые истории происходят, они красивые.

- Вы просто уже собирайте на вторую часть, вот и все.

- Ну, я хочу такую книгу в твердой обложке, поэтому надо хотя бы четыре авторских листа. В общем, думаю, что осенью закончу. Так вот, возвращаясь к Крысу. Я в книге тоже истории все эти описал.

Алексей Крыс Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

Мы были молоды, жизнь была странная. Потому что Норильск — это станция, это лунная станция, это город посреди тундры, посреди мертвого пространства, вокруг которого 9 месяцев в году зима, один месяц - весна, месяц - лето, и месяц – осень – август. А в сентябре снежок выпал. Лунный пейзаж. Там город, где города быть не может. Чтобы пойти куда-то в поход, я просто не был знаком с туристами. А по зиме — это настолько серьезная должна быть подготовка и снаряжение, что так просто не пойдешь с рюкзаком.

Я все время читал книги про Зверобоя, про тех, кто просто идет с маленькой котомочкой и ружьем. Мне было страшно завидно, и я вокруг себя не видел этого. Так было нельзя. И только потом уже я стал ходить в походы. Потом с туристами стал знакомиться. Я люблю просто идти в лес на неделю. Не как туристы, определяя, где ты будешь ночевать, рассчитывая всю еду... Нет, я вот так же закинул, что попало в рюкзак, взял спальник, «пенку» не брал, даже палатку не брал вообще. Ну, лето же! Так и пошел. От этого я чрезвычайно стал вынослив, потому что не умер в результате. Мог помереть несколько раз. Про это тоже есть история в «Байках из скрепок».

Алексей Крыс Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

Ну, возвращаемся в Норильск – к Крысу. Я любил страстно «Гражданскую оборону» и Игоря Федоровича Летова, как замечательного поэта, удивительного шамана - самого настоящего, без дураков. Потому что это максимальное отображение вот той нашей реальности - суровых климатических условий и индустриального кошмара, который тебя окружает. Поиска смысла существования в полной бессмысленности винтика в этом производстве. Конечно, опять же - молодость, время бунтовать. Мы были молодые заполярные панки, безобразничали, орали песни, предавались излишествам, как мы их тогда понимали, занимались всякими перфомансами и прочим. И у нас такая компания была подъездная. Мы были - эта поганая молодежь, которая сидит на ступеньках, плюет, распивает и стучится в квартиру: «пустите в туалет, а то вам же хуже». Потому что в Норильске просто холодно, 9 месяцев же зима. Когда слушаю Высоцкого: «А поскольку я бичую, беспартийный и еврей, я на лестнице ночую, где тепло от батарей». Это такое родное, такое близкое!

И у нас была компания, которая называлась «Зоопарк». Был гимн свой - песня «Гражданской обороны» «Мы уйдем из зоопарка». И у нас был еж, потому что дерзкий, удав, потому что медленный, лось, потому что здоровый. И я стал крыс, потому что так кому-то показалось.

Алексей Крыс Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

Тогда же я сочинил свою первую в жизни песню. Я начитался Эразма Роттердамского - автора 16 века. А у него есть такой пассаж «Похвала глупости», про то, что когда человечество сойдет с лица земли, то его место займут крысы. И это будет следующая цивилизация. Они наши наследники. И я сделал песню очень пафосную. Тогда не было термина постапокалипсис, но это конкретный постапок такой был. Она была отвратительная вообще. Я всех ею задолбал. Это вот вторая причина. Про это я люблю вспоминать мем про то, что раннее творчество Лермонтова, к несчастью, до нас дошло. Раннее творчество меня, к счастью, до нас не дошло. Я ее благополучно забыл. Помню только первые две строчки. Текст не сохранился в бумагах. Мама все сожгла.

Мама так уничтожала все. Был такой эпизод. Она как-то все наследие детское уничтожила. Потом пожалела. Но тогда ей показалось, что так правильно будет.

Алексей Крыс Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

- На маму на вашу не похоже.

Мама Алексея является его самой преданной фанаткой, ни одно выступление в Минске не проходит без нее, она знает наизусть все песни и поддерживает сына.

- Момент такой был. Какая-то отчаянность. Сейчас она чувствует себя прекрасно. Все нравится. Она живет полнейшей жизнью. А когда она живет в Норильске, а мы где-то слоняемся на материке, вдалеке, и каждый ведет крайне нестабильный образ жизни, непонятный… Я, так вообще, с риском для жизни, чего греха таить. Можно до Цугундера дойти.

Третья история про Крыса. Это я рекомендую, когда вкратце нужно объяснить кому-то. Потому что космический пират. Крыс — это космический пират из книг Кира Булычева про Алису. Их пара – Весельчак У и Крыс. У меня был огромный толстый одноклассник. Булат Маулитович Галеев. Чистый татарин. Он меня подсадил на фантастику. Я ее не любил читать. Я все больше исторические романы, приключенческую литературу в детстве потреблял. А фантастику не любил. Примерно, как мой папа. Мол «понавыдумляют». А Булат был фанат фантастики. У него была отличная библиотека. И он книг обычно никому не давал почитать. Потому что был жадный татарин. А мне, дорогому другу, он давал почитать книги на вынос из дома. И вот я пропал.

Алексей Крыс Ширяев

И мы везде шарились. Парой гуляли везде. Постоянно все вместе делали. Как сказали бы на Карибах в XVI-XVII веке - мателотаж. Матросское братство. Когда два человека держали вещи в одном сундуке, были душеприказчиками друг друга, наследовали имущество. А вышел как раз фильм «Гостья из будущего». И все сразу стали в курсе. И вот нас определили – Весельчак У и Крыс. Вот три причины. Все сложилось одновременно.

- По сути Вас так называли ребята все вокруг. И потом Вы это так оставили как сценический псевдоним.

- Да. У нас же уголовная культура является народообразующей. И Крыс действительно — это «западло». Это тот, кто ворует у своих и повинен смерти. Но мне плевать, во-первых, на это. Во-вторых, я считаю, что не имя красит человека, а человек красит забор. Вот, например, слово аквариум у меня с рыбками не связано вообще никак. Для меня «Аквариум» — это группа Бориса Гребенщикова. Слова способны менять свой смысл. Я уверен, что если человек меняет имя, то у него меняются варианты жизненного направления... Я не верю в полное предназначение, но в какие-то наметки, варианты пути я верю.

И тут мы понимаем, что заговорились, а столько еще хочется спросить: и о творчестве, и о реконструкции. Мы не можем оставить без этой интересной части наших читателей. А для тех, кому уже не терпится продолжить знакомство, делимся по секрету: у Алексея в предстоящую пятницу 11 апреля будет сольный концерт в Минске. Вы можете заглянуть на его страницу ВКонтакте и узнать подробности. А продолжение нашего разговора приходите читать 12 апреля.

Онлайн-сервис КУДА ПОЙТИ