На экраны вышла одна из самых ожидаемых премьер весны — шпионский триллер «Аматор» («Новичок»), главную роль в котором исполнил Рами Малек, известный по фильму «Богемская рапсодия». Режиссером картины стал британец Джеймс Хоуз — автор сериалов «Медленные лошади» и «Чёрное зеркало», человек, привыкший растягивать драму на сезоны, а не укладывать интригу в два часа. Все подробности ищите в материале онлайн-сервиса КУДА ПОЙТИ.
Основанный на одноименном романе Роберта Литтелла 1981 года, фильм переносит нас в атмосферу холодной войны, но с поправкой на современные кинематографические правила.
ЦРУшный криптоаналитик Чарли Хеллер (Малек) сталкивается с личной трагедией — его жену Сару (Рэйчел Броснахэн) убивают террористы в отеле в Лондоне. Вместо того чтобы утонуть в безысходности, Чарли получает доступ к компромату на родное ведомство. Поняв, что коллеги не горят желанием искать убийц — «интересы государства» важнее — герой Малека идёт вразнос: шантажирует начальство сливом информации в прессу и требует превратить его в полевого агента.
«Я сам разберусь», — говорит он и отправляется мстить.
Партнером по новой жизни становится суровый полковник Хендерсон (Лоуренс Фишборн). Правда, из Хеллера стрелок так себе — зато аналитический ум и маниакальная решимость компенсируют всё.
Когда Чарли начинает собственное расследование, начальство теряет терпение и приказывает убрать зарвавшегося подчиненного. Но главный герой ускользает, превращая погоню в серию безумных скачков по миру: от Парижа до российской глуши.
На этом фоне становится очевидно: в этой истории никто особо не озабочен последствиями — будь то ЦРУ или сам мститель. Важен только личный мотив — ради родины или ради мести.
Почему у фильма проблемы с темпом
На бумаге «Аматор» задумывался как крепкий шпионский триллер с нотками личной драмы. Но есть нюанс: Хоуз — мастер сериалов, где сюжет может неторопливо разворачиваться часами. А вот с двухчасовым хронометражем у него получилось, мягко говоря, не идеально.
Фильм мчится галопом, забрасывая зрителя сценами и локациями быстрее, чем успеваешь осознать, что вообще происходит. Глубина каждой сцены обещает больше, чем отдаёт. Интригующие диалоги, намёки на закулисные игры, загадочные агенты в баре — всё это словно затравки к большим сюжетным поворотам, которые так и не случаются.
Сказывается привычка Хоуза к сериалам, где у каждой линии есть место и время. Здесь же явно пришлось урезать хронометраж на монтаже, и в результате некоторые сцены кажутся набросками, а важные моменты — проскальзывают мимо.
Что всё-таки удалось
Несмотря на проблемы со структурой, «Аматор» заслуживает внимания хотя бы по трём причинам:
- Шпионские триллеры с масштабом сейчас — редкость, а жанр соскучился по проектам, где есть заговоры, спецслужбы и личная месть.
- Рами Малек снова хорош — даже на фоне рваного темпа он умудряется показать цельного и эмоционально заряженного героя.
- Красивые натурные съёмки — Париж, Лондон, российские деревушки. Глазу приятно, особенно на большом экране.
Итог: смотреть или нет?
«Аматор» («Новичок»), понравится:
- Любителям старой школы шпионских историй.
- Фанатам Рами Малека.
- Тем, кто ценит натурные съёмки и красивые погони.
А вот если вы хотите логично выстроенный триллер с проработанным сценарием — проходите мимо. Здесь важнее стиль, эмоции и месть, чем продуманность деталей.
Онлайн-сервис КУДА ПОЙТИ.