«Переходный возраст»: драма, которая вскрыла страшную реальность
Минск
Минская область
Гомельская область
Брестская область
Витебская область
Гродненская область
Могилевская область
Минск
Минская область
Гомельская область
Брестская область
Витебская область
Гродненская область
Могилевская область

«Переходный возраст»: драма, которая вскрыла страшную реальность

Сериал, недавно вышедший на Netflix, заставил многих родителей пересмотреть отношение к цифровому миру своих детей. Что они смотрят? С кем общаются? Какие идеи впитывают за закрытыми дверями своих комнат? Несмотря на мрачный и тяжёлый тон, критики назвали проект важным и бескомпромиссным.

Британская драма «Переходный возраст» (Adolescence) Филипа Барантини уже стала сенсацией. Её сравнивают с «Оленёнком», а рейтинг Rotten Tomatoes (98%) лишь подтверждает восторженные отзывы. В чём секрет успеха этой четырёхсерийной ленты? Разберем вместе с онлайн-сервисом КУДА ПОЙТИ.

Сюжет: трагедия обычной семьи

История разворачивается вокруг семьи Миллеров — на первый взгляд, совершенно обычных британцев. Отец (Стивен Грэм), мать (Кристина Тремарко), 15-летняя дочь (Амели Пис) и 13-летний сын Джейми (Оуэн Купер) ведут привычную жизнь, пока однажды в их дом не врывается спецназ. Детектив Люк Баскомб (Эшли Уолтерс) предъявляет мальчику обвинение в убийстве сверстницы — его одноклассницы Кэти Леонард.

Сюжет охватывает три временных отрезка: 72 часа после преступления, семь месяцев спустя и более чем год спустя. Четыре эпизода сняты в формате «одного дубля», создавая эффект полного погружения в кошмар, в котором отчаянно ищут ответы и взрослые, и подростки.

Кадр из фильма

Реальная история или вымысел?

Хотя сериал не основан на конкретных событиях, он отражает актуальные социальные проблемы. Особенный резонанс вызвал момент его выхода — он совпал с громким делом Кайла Клиффорда, убившего жену и дочерей известного британского спортивного комментатора. Перед преступлением Клиффорд часами смотрел женоненавистнические подкасты и ролики Эндрю Тейта.

Актуальность темы подтверждает статистика: за последние 10 лет число нападений с холодным оружием в Великобритании выросло в два раза. В 2023 году суды рассмотрели 18 500 дел, связанных с ножевыми преступлениями, и в 17,3% случаев обвиняемыми оказались подростки. Рост насилия среди молодёжи настолько серьёзен, что премьер-министр Кир Стармер в 2025 году заявил:

«Одиночки, запертые в своих спальнях и впитывающие радикальный контент, — это новая террористическая угроза».

Как появились идеи для сценария?

Актёр Стивен Грэм, сыгравший в сериале отца обвиняемого подростка, вдохновлялся реальными трагедиями — убийством 12-летней Авы Уайт в Ливерпуле и нападением 17-летнего подростка на 15-летнюю Элиан Андам в Кройдоне. Чтобы максимально точно передать процесс расследования, Грэм консультировался со своим двоюродным братом, работающим в полиции.

В создании сценария ему помогал Джек Торн («Токсичный город», «Это Англия»). Вместе они поставили перед собой жёсткий вопрос:

«Почему подростки-юноши убивают девочек?»

Инцелы, женоненавистничество и опасность цифровой среды

Чтобы глубже раскрыть мотивацию главного героя, сценаристы изучили культуру инцелов — интернет-сообщества, где участники обвиняют женщин в своих неудачах и нередко склонны к насилию.

Джек Торн комментирует:

«Эти идеи кажутся логичными для подростков, чувствующих себя изолированными. Они находят в них объяснение своей боли — и это делает их невероятно опасными».

В сериале звучит имя Эндрю Тейта, чьи видео популярны среди молодых мужчин. Сам Тейт обвиняется в преступлениях, включая торговлю людьми и сексуальное насилие. Грэм рассказал, что впервые услышал о нём от своего сына:

«Когда я был ребёнком, моя мама была уверена, что дома я в безопасности. Теперь же любой смартфон может сделать ребёнка уязвимым».

Как снимали сериал?

Филип Барантини использовал стиль «одного дубля» — сложный, но впечатляющий приём, который он уже применял в фильме «Точка кипения», также с Стивеном Грэмом. Благодаря этому зритель ощущает себя внутри событий, что многократно усиливает напряжение.

Особенное внимание привлекла игра Оуэна Купера (исполнитель роли Джейми) — многие критики называют его открытием года.

Кадр из фильма

Что хотели сказать авторы?

Режиссёр Филип Барантини подчёркивает:

«Мы хотели показать, что нет никаких гарантий — даже если семья любит и заботится о ребёнке, он всё равно может пойти по страшному пути».

Стивен Грэм добавляет:

«Мы не искали виноватых. Мы хотели, чтобы зрители смотрели на Миллеров и думали: «Это могло случиться с нами».»

«Переходный возраст» — это не просто криминальная драма. Это предупреждение. О том, что дети могут оказаться в ловушке контента, формирующего их мировоззрение. О том, как легко подростку увлечься опасными идеями. И о том, что иногда самый страшный кошмар начинается в обычном доме.

Онлайн-сервис КУДА ПОЙТИ