Сериал, недавно вышедший на Netflix, заставил многих родителей пересмотреть отношение к цифровому миру своих детей. Что они смотрят? С кем общаются? Какие идеи впитывают за закрытыми дверями своих комнат? Несмотря на мрачный и тяжёлый тон, критики назвали проект важным и бескомпромиссным.
Британская драма «Переходный возраст» (Adolescence) Филипа Барантини уже стала сенсацией. Её сравнивают с «Оленёнком», а рейтинг Rotten Tomatoes (98%) лишь подтверждает восторженные отзывы. В чём секрет успеха этой четырёхсерийной ленты? Разберем вместе с онлайн-сервисом КУДА ПОЙТИ.
Сюжет: трагедия обычной семьи
История разворачивается вокруг семьи Миллеров — на первый взгляд, совершенно обычных британцев. Отец (Стивен Грэм), мать (Кристина Тремарко), 15-летняя дочь (Амели Пис) и 13-летний сын Джейми (Оуэн Купер) ведут привычную жизнь, пока однажды в их дом не врывается спецназ. Детектив Люк Баскомб (Эшли Уолтерс) предъявляет мальчику обвинение в убийстве сверстницы — его одноклассницы Кэти Леонард.
Сюжет охватывает три временных отрезка: 72 часа после преступления, семь месяцев спустя и более чем год спустя. Четыре эпизода сняты в формате «одного дубля», создавая эффект полного погружения в кошмар, в котором отчаянно ищут ответы и взрослые, и подростки.

Реальная история или вымысел?
Хотя сериал не основан на конкретных событиях, он отражает актуальные социальные проблемы. Особенный резонанс вызвал момент его выхода — он совпал с громким делом Кайла Клиффорда, убившего жену и дочерей известного британского спортивного комментатора. Перед преступлением Клиффорд часами смотрел женоненавистнические подкасты и ролики Эндрю Тейта.
Актуальность темы подтверждает статистика: за последние 10 лет число нападений с холодным оружием в Великобритании выросло в два раза. В 2023 году суды рассмотрели 18 500 дел, связанных с ножевыми преступлениями, и в 17,3% случаев обвиняемыми оказались подростки. Рост насилия среди молодёжи настолько серьёзен, что премьер-министр Кир Стармер в 2025 году заявил:
«Одиночки, запертые в своих спальнях и впитывающие радикальный контент, — это новая террористическая угроза».
Как появились идеи для сценария?
Актёр Стивен Грэм, сыгравший в сериале отца обвиняемого подростка, вдохновлялся реальными трагедиями — убийством 12-летней Авы Уайт в Ливерпуле и нападением 17-летнего подростка на 15-летнюю Элиан Андам в Кройдоне. Чтобы максимально точно передать процесс расследования, Грэм консультировался со своим двоюродным братом, работающим в полиции.
В создании сценария ему помогал Джек Торн («Токсичный город», «Это Англия»). Вместе они поставили перед собой жёсткий вопрос:
«Почему подростки-юноши убивают девочек?»
Инцелы, женоненавистничество и опасность цифровой среды
Чтобы глубже раскрыть мотивацию главного героя, сценаристы изучили культуру инцелов — интернет-сообщества, где участники обвиняют женщин в своих неудачах и нередко склонны к насилию.
Джек Торн комментирует:
«Эти идеи кажутся логичными для подростков, чувствующих себя изолированными. Они находят в них объяснение своей боли — и это делает их невероятно опасными».
В сериале звучит имя Эндрю Тейта, чьи видео популярны среди молодых мужчин. Сам Тейт обвиняется в преступлениях, включая торговлю людьми и сексуальное насилие. Грэм рассказал, что впервые услышал о нём от своего сына:
«Когда я был ребёнком, моя мама была уверена, что дома я в безопасности. Теперь же любой смартфон может сделать ребёнка уязвимым».
Как снимали сериал?
Филип Барантини использовал стиль «одного дубля» — сложный, но впечатляющий приём, который он уже применял в фильме «Точка кипения», также с Стивеном Грэмом. Благодаря этому зритель ощущает себя внутри событий, что многократно усиливает напряжение.
Особенное внимание привлекла игра Оуэна Купера (исполнитель роли Джейми) — многие критики называют его открытием года.

Что хотели сказать авторы?
Режиссёр Филип Барантини подчёркивает:
«Мы хотели показать, что нет никаких гарантий — даже если семья любит и заботится о ребёнке, он всё равно может пойти по страшному пути».
Стивен Грэм добавляет:
«Мы не искали виноватых. Мы хотели, чтобы зрители смотрели на Миллеров и думали: «Это могло случиться с нами».»
«Переходный возраст» — это не просто криминальная драма. Это предупреждение. О том, что дети могут оказаться в ловушке контента, формирующего их мировоззрение. О том, как легко подростку увлечься опасными идеями. И о том, что иногда самый страшный кошмар начинается в обычном доме.
Онлайн-сервис КУДА ПОЙТИ