Если вы окажетесь в Могилёвской области и не посетите Дрибин, вы упустите шанс прикоснуться к прошлому, которое сейчас так актуально... Только с акцентом на экологичность. Поэтому мы решили утром, находясь в Могилёве, отправиться в Дрибин, чтобы узнать секреты белорусских мастеров. Потому что нам захотелось шерсти. Живой, настоящей, пахнущей дымом и временем.

Музей шаповальства на Советской, 5 — это не просто экспозиция, это энергетическая встряска. За 10 рублей на троих — вход в мир, где валенки важнее айфонов, а прялка — не элемент декора, а артефакт культурной магии.

Встречает нас экскурсовод — Ольга Владимировна. Женщина с голосом, как тёплое молоко, и знанием, которое передаётся не из учебников, а прямо из костного мозга предков.

Она начинает с рушников — не тех, что в ванной, а тех, что сшиты на радость, на боль, на прощание и возвращение.

Тут и люлька, и загадочный двойной горшок — спарыш.

В таком горшочке дети носили отцам обеды в поле.

А вот и звёзды шоу — валенки. Тёплые, как бабушкино объятие, и крепкие, как характер белорусского крестьянина.

Дрибин — это Мекка шерстобитно-валяльного ремесла. Здесь валенки не просто обувь, а культурный феномен.

Сегодня в Дрибинском районе живет от одного до трех десятков мастеров. Раньше катрушники были почти в каждом доме и передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение.

Они даже разработали особый язык — “катрушницкий лемезень” — чтобы защитить свои знания от посторонних ушей. Этот язык помогал мастерам оценивать заказчиков и даже спасал жизни.

Шаповальство появилось на Дрибинщине в XIX веке, и существует две версии его возникновения: по одной из них местный помещик стал приглашать крестьян с навыками валяния; по другой — отправил молодых крестьян в Россию для обучения Как бы там ни было, традиция пустила корни. Шаповалы были как странствующие рыцари шерсти — приходили, жили, валяли.

Если кормили плохо — валенки делались, скажем так, с "особым" качеством. Всё по-честному: как к мастеру — так и от мастера.

Работают в музее реальные шаповалы — Владимир Станиславович Осиповский и Татьяна Михайловна Черепович.

Учат детей, передают ремесло, как мантру. Взбивание, раскатка, кипяток, прессование — и вот на свет появляется пара валенок. Не “made in China”, а “сделано в Беларуси с душой”.

Процесс сложный, почти медитативный. Два-три дня труда — и ты держишь в руках кусок шерстяного чуда. Музей позволяет увидеть всё своими глазами, пощупать, задать вопросы, купить сувениры и, что самое важное — выйти другим человеком. Мягче. Теплее. С чуть более осмысленным взглядом на вещи.

Вывод?
Если Беларусь — это песня, то Дрибин — куплет о ремесле, о памяти, о людях, которые не дают этой песне замолкнуть. И да, валенки — это круто. Даже в XXI веке.
Онлайн-сервис КУДА ПОЙТИ