Музей шаповальства в Дрибине: Валенки, шерсть и шаманство белорусской души
Минск
Минская область
Гомельская область
Брестская область
Витебская область
Гродненская область
Могилевская область
Минск
Минская область
Гомельская область
Брестская область
Витебская область
Гродненская область
Могилевская область

Музей шаповальства в Дрибине: Валенки, шерсть и шаманство белорусской души

Если вы окажетесь в Могилёвской области и не посетите Дрибин, вы упустите шанс прикоснуться к прошлому, которое сейчас так актуально... Только с акцентом на экологичность. Поэтому мы решили утром, находясь в Могилёве, отправиться в Дрибин, чтобы узнать секреты белорусских мастеров. Потому что нам захотелось шерсти. Живой, настоящей, пахнущей дымом и временем.

Фото КУДА ПОЙТИ?

Музей шаповальства на Советской, 5 — это не просто экспозиция, это энергетическая встряска. За 10 рублей на троих — вход в мир, где валенки важнее айфонов, а прялка — не элемент декора, а артефакт культурной магии.

Фото Kudapoiti.by

Встречает нас экскурсовод — Ольга Владимировна. Женщина с голосом, как тёплое молоко, и знанием, которое передаётся не из учебников, а прямо из костного мозга предков.

Фото Kudapoiti.by

Она начинает с рушников — не тех, что в ванной, а тех, что сшиты на радость, на боль, на прощание и возвращение.

Фото Kudapoiti.by

Тут и люлька, и загадочный двойной горшок — спарыш.

Фото Kudapoiti.by

В таком горшочке дети носили отцам обеды в поле.

Фото Kudapoiti.by

А вот и звёзды шоу — валенки. Тёплые, как бабушкино объятие, и крепкие, как характер белорусского крестьянина.

Фото Kudapoiti.by

Дрибин — это Мекка шерстобитно-валяльного ремесла. Здесь валенки не просто обувь, а культурный феномен.

Фото Kudapoiti.by

Сегодня в Дрибинском районе живет от одного до трех десятков мастеров. Раньше катрушники были почти в каждом доме и передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение.

Фото Kudapoiti.by

Они даже разработали особый язык — “катрушницкий лемезень” — чтобы защитить свои знания от посторонних ушей. Этот язык помогал мастерам оценивать заказчиков и даже спасал жизни.

Фото Kudapoiti.by

Шаповальство появилось на Дрибинщине в XIX веке, и существует две версии его возникновения: по одной из них местный помещик стал приглашать крестьян с навыками валяния; по другой — отправил молодых крестьян в Россию для обучения Как бы там ни было, традиция пустила корни. Шаповалы были как странствующие рыцари шерсти — приходили, жили, валяли.

Фото Kudapoiti.by

Если кормили плохо — валенки делались, скажем так, с "особым" качеством. Всё по-честному: как к мастеру — так и от мастера.

Фото Kudapoiti.by

Работают в музее реальные шаповалы — Владимир Станиславович Осиповский и Татьяна Михайловна Черепович.

Фото Kudapoiti.by

Учат детей, передают ремесло, как мантру. Взбивание, раскатка, кипяток, прессование — и вот на свет появляется пара валенок. Не “made in China”, а “сделано в Беларуси с душой”.

Фото Kudapoiti.by

Процесс сложный, почти медитативный. Два-три дня труда — и ты держишь в руках кусок шерстяного чуда. Музей позволяет увидеть всё своими глазами, пощупать, задать вопросы, купить сувениры и, что самое важное — выйти другим человеком. Мягче. Теплее. С чуть более осмысленным взглядом на вещи.

Фото Kudapoiti.by

Вывод?
Если Беларусь — это песня, то Дрибин — куплет о ремесле, о памяти, о людях, которые не дают этой песне замолкнуть. И да, валенки — это круто. Даже в XXI веке.

Онлайн-сервис КУДА ПОЙТИ