Когда на Netflix вышел новый сезон антологии «Монстр», зрители буквально заглянули в бездну — и не смогли отвести взгляд. «История Эда Гейна» за первую неделю набрала 12,2 миллиона просмотров и сразу ворвалась на второе место в топе стриминга. Третий сезон проекта Райана Мёрфи и Иэна Бреннана снова обращается к реальным преступлениям, но теперь — к фигуре, вокруг которой десятилетиями строились кошмары массовой культуры. Все подробности в материале онлайн-сервиса КУДА ПОЙТИ.
Эд Гейн — убийца из Висконсина, который в середине XX века вдохновил создателей на «Психо», «Молчание ягнят» и «Техасскую резню бензопилой». В новом сериале его играет Чарли Ханнэм, известный по «Сынам анархии». Его Гейн — не просто монстр, а человек, запертый в собственном безумии. Сериал выстроен не как хоррор, а как болезненное исследование того, как одиночество и психологическое расстройство могут вырастить чудовище изнутри.
Критики и зрители: кто здесь настоящий монстр
Рейтинги сериала разделили публику. На Rotten Tomatoes критики поставили проекту всего 20%, в то время как зрители подняли планку до 54%. Кто-то обвиняет Мёрфи в эксплуатации страданий, кто-то находит в «Эде Гейне» находит честную попытку понять, а не оправдать зло.

Чарли Ханнэм называет сериал «исследованием человеческой природы». В интервью журналистам он признался: «Мы не пытались шокировать ради рейтингов. Все снималось максимально честно — чтобы показать, как выглядит человек, потерявший связь с реальностью».
Иэн Бреннан добавил, что история Эда — не о крови, а о внутренней тюрьме: «Мы хотели, чтобы зритель ощутил ужас не только преступлений, но и психологического состояния героя».
Что говорят СМИ и критики
- Cosmopolitan UK увидел в проекте метакомментарий о зрителях: сцена, где Эд смотрит прямо в камеру, словно обвиняет публику — «вы не можете отвести взгляд, вы тоже часть этого».
- The New York Times назвал сериал «естественным продолжением телевизионного культа насилия»: Мёрфи, по их словам, лишь подливает масла в огонь всеобщей жажды правдивых ужасов.
- The Times отметил двойственность сериала: «Монстр» будто насмехается над зрителем, предлагая одновременно и мораль, и искушение ею пренебречь.
- The Guardian высказался жестче: «Если сериал и говорит правду, то только об одержимости злом».
- Time увидел в образе журналистки Аделины символ циничного зрителя — того, кто наслаждается трагедиями, прикрываясь любопытством.
Зрители же пишут на форумах совсем иное. На Rotten Tomatoes один из комментариев звучит как манифест: «Чарли Ханнэм заставил меня испытывать одновременно отвращение и жалость. Сериал пугает тем, что заставляет сочувствовать тому, кто заслуживает осуждения». Другой пользователь добавляет: «Это не просто триллер. Это исповедь безумия, показанная без пафоса, но с потрясающей точностью».
Между правдой и сенсацией
«Монстр: История Эда Гейна» — не сериал для фона. Это зеркало, в котором отражаются не только преступления, но и наше собственное влечение к ним. Мёрфи снова играет на тонкой грани между искусством и эксплуатацией, заставляя зрителя испытывать не комфортный ужас, а внутренний дискомфорт — тот, от которого невозможно отвернуться.

Это шоу не оправдывает своего героя, но и не прячет от нас того, как легко общество превращает зло в зрелище. И именно в этом его страшная сила.