Есть странный момент в карьере актёра — будто невидимый чекпоинт, где тебя подталкивает к превращению в Лиама Нисона. В фильме «Смерть зимой» именно это случается с Эммой Томпсон: привычно лучезарная и остроумная, она вдруг осваивает «узкоспециализированный арсенал навыков» в заснеженной Миннесоте. Повод? Кровожадная Джуди Грир, обложившаяся фентаниловыми леденцами, и её недалёкий супруг в исполнении Марка Менчаки, которые втягивают героиню Томпсон в похищение. Все подробности в обзоре онлайн-сервиса КУДА ПОЙТИ.
Постановщик Брайан Кирк в компании сценаристов Николаса Джейкобсона-Ларсона и Далтона Либа выстраивают картину, где Томпсон в комбезе для сноуборда и с акцентом из Фарго может от души оттянуться. Но сама конструкция триллера устроена так, что зритель всё время словно стоит на чьём-то плохо зафиксированном коврике: шаг влево — и динамика рушится. Тут есть чеховское ружьё, но обхождение с ним похоже не на сакральный предмет, а на предмет интерьера, к которому все привыкли.

Барб, персонаж Томпсон, возвращается на замёрзшее озеро детства, где её юная версия (сыгранная дочерью актрисы, Гайей Уайз) когда-то делила жизнь с мужем, ныне ушедшим. Воспоминания дозируются кусочками — вроде бесплатных закусок, от которых больше сбивается аппетит, чем прибавляется напряжение. Камера зависает на деревянном ящике для снастей, словно он имеет большее значение, чем трагедия. Хотя фильм выходит в широкий прокат, его ритм скорее похож на потоковое кино для зрителя, который уютно клюёт носом на диване. Для Барб же озеро — не просто пустынный пейзаж, а хроника её утраченной любви. И вот она бродит там, наивно расспрашивая дорогу у молчаливого Менчаки, который, заметив у ног кровавую лужу, невозмутимо произносит: «Олень». Только подвал хранит куда более жуткий секрет: связанную девочку-подростка (Лорел Марсден), которой Барб клянётся помочь.
Грир здесь — не человек, а ходячий архетип хаоса: её героиня выползает из-за угла с репликами наподобие «Ты слишком мягкотелый!» и кашлем кровью в момент, когда сценарий требует перца. Но настоящий нерв картины — трио женщин: жертва, спасительница и злодейка. В их мире нет поддержки, нет внешней силы, что протянет руку: каждая вынуждена полагаться только на свои ресурсы. В одной из самых пронзительных сцен Барб сама себе врач — спирт, иголка, сухое самоободрение: «Будто одеяло штопаешь». Без героизации, без пафоса — только женщина, натренированная самой жизнью.

Этический контраст понятен: Барб словно символ некоего внутреннего Полярного Севера, светила среди мрака. Но Томпсон не подаётся в «карикатурных ангелов»: она делает акцент на иронии, на повседневной нелепости, в которой прячется выживание. Оттого её акцент и снисходительные «ну, что вы хотите» звучат особенно органично. Не революция в карьере актрисы, но уж точно любопытное отступление в сторону жанрового экстрима.
Что думают критики о фильме «Смерть зимой»?
Американские обозреватели сравнивают фильм с «домашним триллером в шерстяных носках» — странное сочетание мягкости и жёсткости. Британская пресса отмечает, что Томпсон превращает даже «само-зашивание руки» в драму, от которой невозможно оторваться. Некоторые рецензенты ворчат о проседающем темпе, но почти все сходятся на одном: игра актрисы вытягивает материал на уровень выше, чем он заслуживает.
Кому смотреть «Смерть зимой»?
Если вы цените тёмные истории про выживание, где женские персонажи не становятся декорацией, а сами тащат на себе драматургию, — это ваш вариант. Любителям «Фарго», «Простых планов» или любых историй про людей, которых бросили посреди морозного апокалипсиса, здесь будет чем поживиться.
«Смерть зимой» — фильм, в котором Эмма Томпсон с удовольствием примеряет маску северной охотницы за правдой. Не идеальный триллер, но отличный пример того, как звезда мирового уровня может перекроить жанровые штампы под собственную интонацию.
Режиссёр: Брайан Кирк. В ролях: Эмма Томпсон, Джуди Грир, Марк Менчака, Лорел Марсден, Брайан Ф. О’Бирн. Хронометраж: 1 час 58 минут.