Жизнь человека – удивительное путешествие, какие будут повороты судьбы, какие ухабы, подъемы и падения - никому не ведомо. Но если обернуться и посмотреть на пройденный путь, то понимаешь, как непрост и интересен он может быть. Могла ли когда-то еще в 1921 году юная Стефания Станюта представить, что провал на первом спектакле – это только шанс оттолкнуться, взлететь, а потом снова упасть, чтобы долгие годы до самой старости учиться преодолевать превратности судьбы? Могла ли та юная девочка, которая оговорилась на премьере в своей маленькой роли, предположить, что ее звездный час наступит только спустя долгих почти 60 лет? В этом году 13 мая со дня появления на свет актрисы прошло 120 лет. К юбилею в Минске открылась выставка в честь этой восхитительной женщины. Ее можно посетить в Музее истории театральной и музыкальной культуры в Минске.
Как стать великой?
В юности многие мечтают достигнуть высот, верят в свою исключительность и надеются, что все сложится. Но путь к славе и достижениям – это большая работа над собой. И как пройти по этому пути, можно научиться у Стефании Станюты. Вся жизнь этой великолепной актрисы – доказательство того, что сдаваться нельзя. Твое время обязательно придет. Как пройти по дороге к славе и призванию – главный урок, который каждый может извлечь из истории Станюты.
Наверное, если бы у Стефании спросили, как достичь желаемого, она бы сказала, что сдаваться никогда нельзя, нужно идти своей дорогой и помнить «Моё от меня не уйдет». Именно эти слова твердила как мантру актриса, которая пропадала в забвении долгие годы. Та, которой постоянно вставляли палки в колеса на пути к главным ролям, а периодами просто отбирали даже второстепенные, предлагая лишь эпизоды.
Но все, кто видят или видели Стефанию Станюту в работе, понимают – она превращала крохотную роль в центральное и восхитительное произведение. И все вокруг меркло по сравнению с тем, как она играла. А скорее жила.
Детская мечта так и не сбылась

Родилась девочка Стефания в семье молодого художника в 1905 году в Минске. Ее отец тогда был еще совсем неизвестным, да и сейчас незаслуженно обделен вниманием. Но семья была интеллигентной, и девочка получала достойное образование. И главное, что было в ее жизни – это хор и танцы. Малышка с детства мечтала быть балериной. Но потратить большие деньги на обучение этому искусству семья не смогла. Станюта всю жизнь жалела о неосуществившейся мечте. Но, наверное, она как балерина была не столь необходима этому миру, чем как актриса.
Благодаря пению и танцам Стефания попадает в Купаловский театр. Тогда он назывался Первое товарищество белорусской драмы и комедии. Там она сыграла ту самую первую свою роль Химки в пьесе Владислава Голубка. И вместо положенного имени Ганка в доверенной ей фразе сказала: «Химка». И хоть начинающая актриса в панике сбежала со сцены и очень переживала, она не остановилась, а позволила себе ошибку. И пошла дальше: Станюта уехала учиться в Москву в МХАТовскую студию. И достигла успехов.
Взлет и падение

В 1926 году она попадает в Витебск в труппу нового созданного театра, который назовут Вторым Белорусским государственным драматическим театром, и моментально взлетает. Здесь она до 1931 года играет много главных ролей и только растет в творческом плане. Но хочется Стефании назад в Минск, в свой родной театр, где она впервые вышла на сцену. Девушка возвращается.
И вот тут оказывается, что главные роли ей не светят. В театре хватает других актрис, а Станюта молодая. И дорогу молодым тут не спешат давать. Особенно тяжелыми станут для Стефании 1940-1960-е годы. Вроде бы уже не девочка, и опыт, и талант. Но все вторые, третьи, а то и эпизодические роли. Другая бы бросила все, ушла, но Станюта не предает театр, не предает свое стремление и цель. Она живет в каждой, путь и маленькой роли. Живет так, что все восхищаются этими минутами, которые Стефания проводит на сцене.
Театр или личная жизнь?

Стефания Станюта была три раза замужем, но в итоге выбрала театр. С первым мужем Василием Роговенко девушка познакомилась в Москве, с ним же начинала работать в Витебске, но совместная жизнь не задалась. После переезда в Минск Стефания вновь выходит замуж за офицера-кавалериста Александра Кручинского. В 1936 году у пары родился сын. Но и тут не сложилось.
Стефания все время выбирала театр. Она ехала на гастроли, она жила на сцене, а муж требовал быть рядом, ревновал, не хотел, чтобы она продолжала свое творчество. И перед самой войной Станюта разошлась с бравым офицером.
Семьей для Стефании был сын, но и его приходилось оставлять с бывшим мужем, когда уезжала на гастроли. Так было и перед Великой Отечественной войной. Нападение Германии на СССР случилось тогда, когда актриса была далеко от родного Минска – в Одессе. Оттуда она вернулась к сыну уже после освобождения Беларуси. Театр увезли в эвакуацию. Все годы в Томске Стефания надеялась, что сын жив, что с ним все хорошо. И внимательно следила за всеми боями нашей армии, за каждым отвоеванным кусочком. Материнское сердце сжималось от страха долгих три года. Но Стефания умела ждать, верить и работать несмотря ни на что.
Она участвовала в спектаклях в госпиталях, на фронте, старалась жить на сцене так, чтобы поддержать тех, кто нуждался в этом. Для себя поддержку она нашла в коллеге, с которым вместе выходила на подмостки. Он стал ее третьим и последним супругом. Парень был ощутимо моложе Стефании, но именно он не выдержал трудностей военного периода, умер от болезни. Женщина решила для себя, что теперь в ее жизни будет только театр. Театр и сын, который дождался ее в Минске.
Выдержать и не сломаться

И все же самыми тяжелыми годами для Станюты стали послевоенные. Получить роль становилось все труднее, а Стефания не становилась моложе. Разве могла она тогда догадываться, что именно она станет самой звездной пожилой актрисой Беларуси. Что ее карьера только начинается.
Но что нельзя было отнять у Стефании, так это стойкость и уверенность в правильности пути. И она шла. Так в ее жизнь пришло кино. Первые фильмы, в которых она сыграла, вышли в 1958 году. «Красные листья», где актриса появилась в эпизоде. Потом «Счастье надо беречь», где Станюта играла роль жены Никиты – не самую значительную, но все же роль. И фильм «Часы остановились в полночь», где Стефания появилась в роли учительницы в партизанском отряде, ее даже не было в титрах. Но эти съемки позволили начать движение в карьере киноактрисы.

Только в кино и сериалах она сыграла 74 роли! И многие из них небольшие, эпизодические, второстепенные. Но очень важные. Такие, которые раскрывали фильм, показывали зрителю что-то сокровенное, особенное. И каждую из этих ролей Станюта проживала.

Сниматься в кино Стефания начала после 50 лет. И не сразу, но стала востребованной среди актрис. Она великолепно сыграла свои роли в таких фильмах, как «Могила льва», «Время выбрало нас», «Родное дело», «Третьего не дано», «Про Красную Шапочку», «Люди на болоте». Вы наверняка помните ее злую старуху в «Шапочке» или знахарку из военной эпопеи Быкова. И как раз сейчас самое время пересмотреть и восхититься этой удивительной актрисой. Ведь каждую роль она сделала уникальной и по-настоящему живой.

Слава приходит в свое время
К Станюте слава пришла поздно по человеческим меркам. Но у судьбы свои планы. И достойная женщина получила признание, которое пронесла на сцене еще почти 20 лет. Преумножая свое наследие, которое мы сегодня можем оценить в полной мере. Первая главная роль у Стефании была в короткометражной ленте «И смех, и боль» 1973 года. Но до самой важной еще оставалось 8 лет.

В 75 лет она снялась в главной роли в фильме «Прощание». По мотивам произведения «Прощание с Матерой» Валентина Распутина. История съемок была непростой, ведь режиссёр, которая утвердила Стефанию на главную роль даже без проб и сомнений, умерла. Работу над лентой подхватил муж Ларисы Шепитько – Элем Климов. По слухам именно Климов посоветовал жене взять Станюту на роль. Уже позже, после гибели супруги, он поменял весь актерский состав, но оставил Стефанию. Это кино сделало Станюту знаменитой. Ее стали узнавать на улицах, восхищаться. Ее узнали не только в нашей стране, но и за пределами. А Стефания скромно реагировала и продолжала усиленно работать дальше. И это в том возрасте, когда все уже давно на пенсии.

У Стефании не было времени на заслуженный отдых. Ее карьера только началась, что приносило ей удовлетворение и желание делать все больше и больше. Тогда же в 1981 году вышел еще один фильм, в котором она исполняла главную роль - «Единственный мужчина». Были потом «Белые росы», где Станюта играла Киселиху. Потом была главная роль в фильме «Мама, я жив!», в сериале «Мудромер», в киноленте «Плыви кораблик…», «Эти… три верные карты…» и много других фильмов, где актриса исполняла разных персонажей. И сколько бы они не находились на экране, они были одними из самых ярких и значимых.

Стала талисманом Купаловского театра
Вместе со славой на экране, она пришла и на театральных подмостках. Пожилая женщина, хотя очень сложно по энергетике таковой назвать Станюту, стала звездой Купаловского театра. Теперь у нее были главные роли, важные, а Стефания делала их живыми, настоящими, запоминающимися. Она все также жила на сцене, а не играла.
Актрису стали назвать талисманом театра. Она стала центром его притяжения, ведь дарила не только свой опыт и знания, а свое сияние, харизму, излучала позитивное отношение к жизни. Что Станюта не впускала в свою жизнь, так это уныние. К невозможно было относиться как к старухе. Даже в 85 лет она скакала по сцене и делала кувырки, могла сесть на шпагат и держала спину прямо, как будто несла корону.

И эта корона у нее и вправду была. Настоящая королева театра! Огромное количество шикарных ролей, взять хотя бы «Гарольда и Мода», где в свои 85 лет Станюта сыграла пожилую женщину, влюбившую в себя молодого мужчину. И все, что она говорит на сцене, как будто от нее самой. И ты не понимаешь, где актриса, а где сама великолепная Стефания. Наверное, в ней было понемногу от каждой роли, ведь жить столь разными образами и никогда не переигрывать – это действительно талант самой высшей пробы!
Актриса была на сцене до самого последнего дня. В 2000 году ее не стало. Стефании Станюте было 95 лет. И почти все эти годы она без остатка дарила себя любимым зрителям, а они до сих пор благодарят и ценят ее за эту искренность.
Онлайн-сервис КУДА ПОЙТИ