Произведения Василя Быкова никогда не оставляют равнодушным, но когда они талантливо сыграны на сцене, то не отпускают очень долго. В Республиканском театре белорусской драматургии можно посмотреть спектакль по повести Быкова «Альпійская балада». Онлайн-сервис КУДА ПОЙТИ на себе ощутил мощь театрального мастерства.
Не просто война, а судьбы людей
Можно много рассказывать в Великой Отечественной войне, изучать историю, хронологию событий и восхищаться нашими защитниками. Но почувствовать всю боль, весь ужас того страшного времени можно только через судьбы людей. Сегодня остается все меньше тех, кто своими глазами видел происходящее, кто прочувствовал свей своей душой кошмар тех черных дней Беларуси. Да и они по большей части молчат. Кому хочется теребить душу и снова возвращаться в то страшное время? Но есть книги, есть фильмы и спектакли, которые созданы по этим произведениям. И именно через них каждый сегодня может хоть немного, но приблизиться к ощущению самой страшной войны человечества.
Василь Быков умел писать так, чтобы, не показывая прямо жуткие картины войны, провести читателя по судьбе человека, искореженной этими жуткими событиями. Потому постановки и фильмы по его произведениям особенно пронзительны. Спектакль «Альпійская балада» РТБД – это то уникальное сочетание актерского мастерства и проникновенного произведения.
О чем спектакль? О побеге из концлагеря, о переходе через Альпы и стремлении найти свободу и счастье. А еще о большой настоящей и такой короткой любви. Всего три дня жизни, за которые успело произойти очень многое. Белорус Иван и итальянка Джулия оказываются вместе волею судеб, они стремятся дойти до итальянских партизан и выжить.
Удержать внимание зрителя

На самом деле повесть сложная для постановки. Она не о действиях, а о переживаниях, чувствах, мыслях. Конечно, в ходе спектакля герои постоянно что-то делают, но это незамысловатые и простые сюжеты: вот они карабкаются в горы, вот Иван бежит от Джулии, вот они едят, умываются, пытаются согреться…. И все это с минимумом декораций и атрибутов. То есть внимание зрителя фактически постоянно сконцентрировано именно на актерах. Здесь нужно прожить со всей глубиной эмоций, вложить с действия и слова максимум выразительности, но при этом не переиграть. Ведь если актер не справится с задачей, то случится одно из двух: либо зритель заскучает, либо начнет раздражаться от неестественности происходящего. Оттого этот спектакль очень сложен. Но актеры справились!
Александр Никоненко, в роли Ивана, и Дарья Лазарчик, в роли Джулии, постоянно держали в напряжении. Все с замиранием сердца следили за ними на сцене, вслушивались в каждое слово, чувствовали вместе с героями. Это было великолепное исполнение, где было все: и эмоции, написанные на лицах, и абсолютно живые действия, и такая естественная речь. Диалоги – это особая история, ведь Джулия плохо понимает по-русски, не знает белорусского языка, постоянно включает в речь то итальянские, то немецкие слова. Ивану также приходится пытаться ей объяснять простые вещи и подбирать слова. И этот диалог с каждой минутой становится все живее, все понятнее как самим героям, так и зрителям.
Всего двое на сцене, но не совсем….

Вообще весь спектакль фактически на сцене два героя – Иван и Джулия. Но в сюжете есть еще один персонаж – немец Герфлинг, который страдает заболеванием, что делает его несостоятельным. Бедняга также находился в немецком концлагере, и также сбегает оттуда вместе с белорусом и итальянкой. Он постоянно ходит за ними и выпрашивает хлеб. Эта роль второго плана была столь блестяще сыграна Владом Виленчицем, что на одном из фестивалей он получил за нее награду. Роль, хоть и незначительная, но она определенно добавляет живости постановке, а уж в таком прекрасном исполнении достойна самых высоких похвал.
Что еще немного отвлекает от главных героев, так это закадровый голос, который периодически дает такие важные комментарии. Герои замирают в своей короткой передышке, а голос говорит о мыслях и чувствах.
В дополнение к декорациям есть еще видеоряд…. И он заставляет замирать зрителей, сжиматься сердца, потому что моменты документальной съемки местами очень страшные. Кадры повторяются снова и снова, что производит очень сильное впечатление. Видеоряд включается только в некоторых местах, но очень оказывает сильное воздействие. Впрочем, он не всегда такой, есть и позитивная история, красивые горные луга, которые сопровождают самую романтическую часть истории.
Стоит еще отдельно отметить работу со светом. Тревожность и нежность, страх и радость – все это умело акцентируется именно осветителями. Выглядит эффектно и качественно дополняет постановку.
Вы не забыли, что история о любви?

На самом деле, как и повесть, так и спектакль о самых высоких чувствах. Страх уступает место состраданию и самопожертвованию, ненависть – терпению, раздражение – искренней и чистой любви. Это рассказ о том, как несмотря ни на что люди открывают в себе лучшее, как они верят и стремиться, как они поддерживают друг друга. Герои готовы бороться за самое лучшее, что есть на земле – за любовь и жизнь. И всю эту гамму чувств великолепные актеры Республиканского театра белорусской драматургии сумели передать зрителям.
В финале многие в зале плакали. А вместе с ними плакали и сами актеры. Аплодисменты не кончались, так что исполнителям приходилось выходить снова и снова. Эмоции брали верх. Если сказать одним словом, о чем этот спектакль, то это слово было бы «чувства». Именно чувствовать каждого присутствующего заставляет эта постановка. Переживать всю гамму эмоций, как будто настоящая, полная драмы и счастья, жизнь промелькнула перед нашими глазами за этот кроткий, но пронзительный вечер.
Онлайн-сервис КудаПойти