Вечер, в который замолкает музыка, всегда особенно остро ощущается в воздухе — на границе тишины застывает удивительная память о человеке, для которого каждый прожитый день был неразрывно связан с великим искусством. Подробности в материале онлайн-сервиса КУДА ПОЙТИ.
На 93-м году жизни ушёл Родион Константинович Щедрин — гений эпохи, человек, чьё имя давно стало синонимом русского музыкального авангарда и редкого художественного благородства. О его смерти сообщил Мариинский театр, где, как и во многих крупнейших залах мира, не раз звучали его произведения, находившие отклик у публики абсолютно разного возраста и вкуса.
Смерть Щедрина — не только трагедия для его поклонников, коллег, учеников; это — несомненная потеря для всего мирового искусства.
Биография Родиона Щедрина
Родился он в Москве в 1932 году в семье музыкантов, словно от самой судьбы получив «музыкальный пропуск». Его путь был отмечен постоянным трудом над собой: Московская консерватория имени Чайковского, оркестровое мастерство, а затем аспирантура. Уже в молодости был замечен незаурядный талант и своеобразный, узнаваемый интонационный почерк. Позже Щедрин станет одним из самых влиятельных и ярких представителей Союза композиторов СССР и РСФСР, последовательно занимая главные посты в этих организациях c 1962 по 1990 год. В эти же годы он напишет свои главные произведения, и, как редактор, будет влиять на судьбы молодого поколения композиторов страны.
Щедрин — тот самый композитор, который умел говорить со слушателем дерзко и тонко, трагически и иронично, не скрывая своей боли или восторга. В его творчестве слышатся то взрывная страсть, то строгая интеллигентность. Он был одновременно современником и классиком; именно так — с большой буквы — называли его коллеги, друзья, театральные дирижёры и исполнители. Свидетельством этого — не только сцены Русского балета, Большого и Мариинского театров, но и зарубежные залы, где до сих пор поднимают занавес ради его музыкальных полотен.
Среди ключевых произведений Щедрина особое место занимают балеты «Кармен-сюита», гениально интерпретирующая Бизе и созданная специально для его музы и жены, великой Майи Плисецкой, «Анна Каренина», «Дама с собачкой»; оперы «Не только любовь», «Мёртвые души» по Гоголю — произведение неординарное даже для масштабов отечественной музыкальной сцены. Не менее значимы и его симфонические шедевры: «Концерт для оркестра №1», так называемый «Озорные частушки», или пронизанная внутренней драмой «Вторая симфония». Его музыка — всегда больше, чем просто партитура; это пространство страсти, честности и лукавой мистики.
Все эти десятилетия рядом с ним была Майя Плисецкая — мировой символ балета и женщина, не представлявшая своей жизни без Щедрина. Их творческий и семейный союз стал примером невероятной поддержки, доверия и взаимного вдохновения.
Причина смерти — длительная болезнь. Последние годы жизни композитор провёл в Германии; именно там, в больничной палате, оборвались его дни. Как рассказали близкие, он долго боролся за возможность сочинять и оставаться в мире музыки.
Сегодня дата и место прощания с композитором ещё не названы. Большие театры по всему миру скорбят, как скорбит и каждый, кому дороги честное искусство и настоящая смелая музыка.
Этой ночью, когда замолкают свет софитов и гаснут последние аккорды на сцене, имя Родиона Щедрина не уходит вместе с его земной жизнью — оно звучит в каждом такте, который стал частью музыкального кода XX и XXI века. Мировая культура провожает в путь не просто большого маэстро — эпоху, без которой невозможно представить музыкальную историю последнего столетия...