Алексей “Крыс” Ширяев: Фестивали Living History – намного круче, чем кино
Минск
Минская область
Гомельская область
Брестская область
Витебская область
Гродненская область
Могилевская область
Минск
Минская область
Гомельская область
Брестская область
Витебская область
Гродненская область
Могилевская область

Алексей “Крыс” Ширяев: Фестивали Living History – намного круче, чем кино

Алексей Ширяев постоянный участник различных фестивалей – как музыкальных, так и исторической реконструкции. Ведь он и рыцарь, и исполнитель авторской песни. Он не понаслышке знаком с организацией и проведением таких мероприятий в Беларуси и России. Сегодня мы постарались узнать все секреты и выяснили, на каком фестивале обязательно стоит побывать каждому белорусу.

О фестивалях и любви к истории

- Какие ближайшие фестивали планируются у нас?

- Фестивали бывают двух основных типов. Если мы говорим конкретно об исторической реконструкции. Это чаще всего мультифесты, то есть фестиваль нескольких эпох одновременно, чтобы собрать больше зрителей, чтобы сделать более красочным, показать какую-то преемственность времен: вот, видите, там семнашники - у них вот такие мушкеты, а здесь Крымская война - у них уже вот такие вот линейные ружья и даже винтовки какие-то уже ранние, а вот у нас эпоха викингов - вы видите у них мечи такие, а вот у нас 15 век - у них мечи вот такие несколько другие.

фестиваль рыцари
Фото из архива Алексея Ширяева

Эти фестивали происходят для популяризации нашего увлечения, потому что про историю традиционно «русским» людям очень интересно. Я имею всех «русских» людей в виду - белорусов, украинцев. У нас очень сильна тяга какая-то генетическая, наверное, к изучению прошлого и к установлению какой-то справедливости. Как только начинает брезжить что-то там историческое, прямо вот всем интересно: сантехникам, финансистам, айтишникам – всем. Такого интереса к истории нет ни в одной стране мира.

фестиваль рыцари
Фото из архива Алексея Ширяева

Я говорю, судя по опыту общения в Испании, в Греции, в Турции… Вот поляки приближаются, кстати, но они тоже же «наши». Я непременно с поляками или чехами поднимаю тост за Руса, Чеха и Ляха - трех мифических братьев-основателей народов. Так вот, это страшно интересно всем нам: как было на самом деле. Правдоискательство какое-то, вот это традиционное для наших народов. Это нам позволяет вербовать молодежь, показывает, как это красиво, здорово, прекрасно. Клубное движение должно поддерживаться «свежей кровью», все равно 70 процентов отсеется, а 30 процентов перехватят знамя.

Living History и кино

фестиваль рыцари
Фото из архива Алексея Ширяева

А бывают фестивали Living History или ЛХ-фестивали живой истории, которые происходят без зрителей. Они гораздо круче, чем кино, потому что по опыту киносъемок, я должен сказать, что там выстраивается кадр. Вот в таком пространстве, 2 на 2 метра, все должно быть очень красиво и очень исторично, а сразу за пределами кадра начинаются провода, дым машины, деловитые рабочие с гаечными ключами, какими-то мотками троса, какими-то канистрами пластиковыми, «матюгальниками», краны, камеры. И тут, конечно, не получится кайфовать. Ну, когда в кавалерийской атаке снимаешься, это, конечно, круто. Когда 40 всадников скачут, и ты вместе с ними, и ты реально чувствуешь, как дрожит земля. А это 40, это не 300. 40 всадников уже заставляют землю дрожать, это удивительный адреналин! А так в кино, как бы, такой красоты нет.

фестиваль рыцари
Фото из архива Алексея Ширяева

А Living History-фестиваль - это когда вокруг тебя одна живая история, сплошная, где нет ничего пластикового, никаких современных предметов, они все глубоко спрятаны, отодвинуты, и они не нужны, в общем-то, на 2-3 дня. Когда вы едите только то, что было раньше, готовите только так, как могли в те времена, стараясь при этом устроиться с как можно большим комфортом. У нас рыцарский лагерь походный гораздо более удобный, чем любой туристический. Потому что туристы пешие, они ограничены тем, что могут на горбу унести, а мы завозим все автомобилями, организованно, ну, как бы, условно, подводами. Просто, потому что просто телег у нас столько нет. Одна-две там на фестивале есть для ощущения – и все.

фестиваль рыцари Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

Итак, завезли, разгрузили и все, что везлось в обозе на возах - шатры рыцарские, кровати рыцарские разборные, то есть, кто что по статусу себе может позволить. Например, рыцарь спит на кровати, на соломенном матрасе, который специально сшит и набит соломой, подушки вышитые. Пируют за столом длинным, складные стулья и кресла все с собой привезли, никто не сидит на земле. Огромное костровое оборудование, очаг сделан с рамой, на которую вкладывается железный кованый поддон, чтобы девочки не горбатились у очага, а стояли ровно. Все гораздо удобнее, чем в туристическом походе: огромное количество каких-то вертелов, треног, котлов, решеток для мяса. Там такая иллюминация – ураган: огромные канделябры с кучей свечей, факелы какие-то.

фестиваль рыцари
Фото из архива Алексея Ширяева


На фестивалях Living History всегда, кроме боевой части, обязательно мощнейшая бытовая и развлекательная составляющая, когда все обмениваются опытом, поют песни, устраивают танцы народные обязательно, подвижные игры старинные, какие-то дикие челленджи. Например, нарисовали вручную 10 карт со старинных миниатюр, они есть на редкость странные и удивительные, с физиологическими подробностями, какими-то там дикими, вроде избиения младенцев, посмотришь на эти миниатюры, там всякие сцены ада и прочее. Приз получает тот, кто лучше всех изобразит, смоделирует эту сцену в лицах. Такие постановки – это уже «оборжака». Вот, что такое Living History. Это самая маковка нашего движа, которую просто зрители не видят, их нет. Ну, оператор ходит с камерой, чтобы память была хорошая, а так, это гораздо круче, чем кино.

фестиваль рыцари
Фото из архива Алексея Ширяева

- Он оказывается единственным с чем-то современным. И когда такие фестивали проходят у нас и как часто?

- На территории Беларуси и есть их буквально четыре, наверное, постоянных, сейчас в год, стать организаторами фестиваля, это большая ответственность, огромный труд и огромный статус среди других клубов, конечно, пафос. Мы вот, будучи одним из локомотивов вообще по реконструкции, не можем себе позволить по разным причинам организацию сделать. Мы делали свой фестиваль, несколько лет назад, но мы делали именно мультифест для зрителей в Строчицах, в Музее архитектуры и быта. Там было здорово, красиво, хорошо, но не ЛХ-фестиваль. Мы все-таки делали так, чтобы хотя бы как-то отбить затраты. А на ЛХ-фестиваль получается, что все делают взносы личные, ну, просто все скидываются.

фестиваль рыцари
Фото из архива Алексея Ширяева

- Чисто для себя тусовка получается?

- Да, тусовка такая, получается человек на сто.

Этот фестиваль главный

- Хорошо, а какие из таких вот, из массовых фестивалей у нас и когда?

- Главный фестиваль сейчас это Наш Грюнвальд. Он главный. Мы в прошлом году в Новогрудке провели такой тоже. В августе месяце провели небольшой фестиваль городской, пригласив несколько клубов друзей и знакомых с конным турниром, но это, конечно, были выступления показательные. А так, самый главный фестиваль, имеющий прямо хороший коммерческий успех для организаторов и огромную известность в Беларуси и за ее пределами - Это Наш Грюнвальд. Грюнвальдская битва, в которой жители современной Беларуси, как подданные Великого Княжества Литовского, участвовали в полный рост и победили.

фестиваль рыцари
Фото из архива Алексея Ширяева

- И где он проводится?

- В Дудутках. В дату Грюнвальдской битвы, во второй половине июля. Приурочен к выходным, с большим количеством гостей из сопредельных стран, которые хотят и могут добраться, с очень сильной музыкальной частью.

О фестивалях рыцарской реконструкции в России

- А как в России с этим фестивальным движением?

- Очень хорошо, потому что страна очень большая и богатая, чего греха таить. Отсеялось много иностранных гостей за последние годы, начиная с ковида, а так сотрудничество было в полный рост. В России есть такие удивительные фестивали, как турнир Святого Георгия - настоящий конный рыцарский турнир, главная в нем фишка в нем, что он спортивный. Это так замечательно, когда едет победитель, круг делает вокруг ристалища, огромное количество зрителей ему рукоплещут в экстазе. Он только что выиграл финал, выбив из седла француза, австралийца, англичанина и еще всяких прочих заезжих гостей. Мало таких фанатов рыцарского конного боя, но из разных дальних городов съезжаются. И он их всех победил, этот парень из Питера. И он едет без шлема, все рукоплещут, а у него слезы в глазах стоят, потому что кираса, свежий доспех, который только что мы сделали, который стоит там как автомобиль. Неплохой автомобиль. И у него прямо на груди огромная вмятина, как будто его конь копытом ударил. Он оценивает материальные затраты, радуется и плачет. Такая противоречивая история турнира святого Георгия.

фестиваль рыцари
Фото из архива Алексея Ширяева

Есть в Самарской области, если я не ошибаюсь, удивительный замок, который просто с нуля построили. Так просто, хотелось владельцу. И там тоже проходят фестивали. Ничего посреди степей исторически не было. Там жили половцы, татары разнообразные. Ну, захотел замок - построил замок.

А единственный исторический замок на территории России остался сейчас в Выборге. Старинная шведская крепость на острове. И там директор музея - практикующий, рыцарь, победитель пеших боев турнирных. Замечательный человек, который там регулярно по два-три раза в год устраивает разнообразные мероприятия, на которых тоже съезжаются все из далекой Сибири, из близкой Беларуси.

О музыке и экономике

фестиваль музыка
Фото из архива Алексея Ширяева

- Теперь, давайте, перейдем на музыку. В музыкальных фестивалях Вы тоже участвуете. Вот недавно тоже куда-то ездили...

- Из последних фестивалей я ездил на Покровский собор в Москву. Это огромное, очень статусное мероприятие в гостином дворе напротив Кремля, на гигантской площадке с отличным звуком, великолепным техническим оснащением. Мероприятие состязательное, которое я вот три года подряд штурмую и не могу взять первое место с хорошим денежным призом. Я выиграл фестиваль этот по поэзии, где тоже очень сильный конкурс, но там нет денежных призов. Потому что мероприятие считается фестивалем авторской песни. А за поэзию не платят. А грамота у меня лежит дома.

фестиваль музыка
Фото из архива Алексея Ширяева

Но на самом деле это редкий для меня случай, чтобы я ехал на фестиваль участвовать в конкурсе, потому что в основном меня на такие мероприятия просто приглашают, дают гонорар, оплачивают дорогу. Мол: «Приезжай, дорогой, участвуй». Вот музыкальные фестивали в России намного чаще проходят, чем у нас. У нас вообще как-то музыкальное фестивальное движение не сильно развито.

Дело в том, что культура она всегда завязана на состоянии экономики. Как в пословице говорится: один с сошкой, семеро с ложкой. А тут должно быть, наоборот. Для того чтобы жил-был один музыкант, то сто человек должны плавить сталь, сеять хлеб. И эта мысль, которая мне не разрешает полагать о себе слишком много. Есть у меня такая тоска по производительному труду конкретному. Но реконструкция отчасти помогает, потому что сшил рубаху – ты сделал. Пояс приклепал себе – ты сделал, ты молодец. Видеть результаты своего труда, это уже не каждый может. Сегодня все в виртуале как-то...

Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

Педагоги в этом плане люди более счастливые, потому что у них результаты труда на глазах. Вот к нам пришел маленький толстенький Серафим, а вот он уже рвет противника зубами и перекусывает древки алебард. А ему всего, зараза, 18! Вырастили пса войны. Приятно посмотреть.

И тут Алексей вспоминает о теме разговора:

А я про фестивали музыкальные! И белорусская экономика — это все время такой баланс финансовый очень сложный, тут масса факторов. Деньги вкладываются с умом, но на культуру не всегда хватает.

фестиваль музыка Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

И Алексей снова понимает, что его уводит совсем не туда. Он и сам смеется, что сместился «прожектор»:

А я про фестивали рассказывал на самом деле. Фестивалей много, они очень разные в России. Это ответ на вопрос, почему я в России чаще играю, чем в Беларуси. Ну, хотя бы просто потому, что в России больше городов. Больше людей и, соответственно, больше ездишь.

музыка Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

Опыт участия в белорусском музыкальном фестивале

- А вообще в белорусском хоть в одном каком-то фестивале Вы участвовали или нет?

- Я участвовал в Беларуси в музыкальном фестивале только в «Зеленке». Это Гродненский фестиваль авторской песни - «Зеленый гран-при». Туда я ездил раза, наверное, три. Я ездил первый раз на конкурс и не прошел. Я спел песню стилизованное кантри – «Ковбойская мечта эмигранта» называется. Она такая балладная про приключение человека, который под старость лет вспоминает всю фигню в жизни. Я ее сочинил, когда лежал в детской инфекционной больнице с двумя дочерями, с воспалением легких тяжелым. И мне очень хотелось праздника. Она смешная получилась. И я ее спел. И все три члена жюри тяжелыми, непонимающими глазами посмотрели на меня и сказали:

- А что вас вдохновило на создание такой песни?

- Ну, я вот лежал в больнице…

- И как праздник у вас? Удался?

- Более чем.

- Спасибо, мы все поняли.

И я не прошел никуда. В ответ на что я тут же создал на фестивале собственный конкурс неудачников, куда собрал всех, кто не добились успеха у жюри. У нас получился отличнейший концерт. Было немало действительно талантливых авторов. Ну, я тем не менее еще два раза ездил на «Зеленку», просто попеть, да и еще бы ездил, но часто пересекаются просто эти даты - конец мая - с другими интересными предложениями.

фестиваль музыка Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

Менеджер у меня живет в Москве, и она, конечно, больше по России мониторит фестивали, куда надо отправиться. И Беларусь она не контролирует. А сам я организатор очень плохой. Когда я пытаюсь организовать «что-то», получается «что-то». То есть не то, что я хотел. Некоторые считают, что хорошо, некоторые считают, что плохо. Я расстраиваюсь от того, что не то, что я хотел. Но многие благодарят. Самого себя мне трудно организовать. Хаос — это же первозданная материя, творческая, которую потом уже надо упорядочить. У меня вот с хаосом все прекрасно. А вот с уже выстраиванием…

бал

Алексей Ширяев зря на себя наговаривает, он чудесный организатор, который умеет зажечь. И это очень важно. Да, это не единственное, что требуется, но это топливо любого движения. Он организовывал чудесные лагерные смены для детей с полным погружением в тему, причем не только в области рыцарства. А сейчас замахнулся на фэнтези бал, который должен состояться 4 мая в клубе World of BarCraft. Стоимость билетов от 15 до 25 рублей. Здесь вы сможете познакомиться с Алексеем в роли Короля Королевства, которого нет. Ну, и, конечно, ищите его в течение всего сезона на фестивалях, ведь он там будет вместе со своим клубом «Вилькомир». Если вы еще не успели познакомиться с нашим удивительным собеседником, то читайте первые части интервью: знакомство, о музыке, о рыцарстве.

Ширяев
Фото из архива Алексея Ширяева

Онлайн-сервис КУДА ПОЙТИ